Сегодня 4.04 - дата, символизирующая ошибку 404. В узких кругах этот день известен как День вебмастера, если что. Ну, а уже скоро 7 апреля.
Если помните, 7 апреля 1994 года международный сетевой центр InterNIC официально зарегистрировал домен .ru для Российской Федерации. Администратором домена стало созданное при Курчатовском институте учреждение РосНИИРОС. Но игры и игровые сервисы в Рунете развивались не так быстро как в США и прочих более развитых странах. Давайте немного повспоминаем некоторые этапы интернета, браузерных игр и пр.
4 января 1998 года открылся игровой PBEM-сервер "Мафия". Это разновидность онлайн-игр через интернет, где в качестве протокола для обмена данными игры используется электронная почта (e-mail, netmail, QWK и т. п.). Они представляют собой пошаговые игры различной направленности, в основном - стратегические или ролевые игры. В качестве классического примера PBEM-игры можно привести шахматы по переписке.
Нужно отметить, что онлайновые игры и сервисы для их скачивания были и без использования Интернета. Не секрет, что раньше во времена 8-битных и 16-битных игровых консолей тоже существовал Интернет сервис. Это были 80-90 годы, а уже тогда существовали онлайновые сервисы, например для NES (Famicom), SNES или для Sega Mega Drive в Японии. Это, конечно, были не такие уж мощно развитые системы как, например, XBox Live для XBox 360 или Xbox One сегодня, но по сути тоже самое.
Так, например, к 16-битной игровой приставке Sega Mega Drive с 1991 года подключался специальный модем, который использовал собственные сети по территориям США и Японии - SegaNet. В Европе использовалась сеть Dreamarena. Dial-up онлайн игры на приставке Dreamcast стали последними играми, использующими SegaNet. В частности, серверы игры "Phantasy Star Online" были окончательно закрыты в 2002 году.
Аналогичные сети были на Super Nintendo и прочих игровых системах. Такие сети использовались для обработки статистики, счёта в играх, а также для загрузки полных и демо-версий игр. Однако сейчас онлайн игры на ПК и консолях являются обыденностью благодаря использованию стандартных подключений к всемирной сети Интернет. Более того, ныне развиваются технологии для вывода в окно браузера больших 3D-игр за счёт технологий WebGL и asm.js. Параллельно развиваются облачные сервисы, которые дают возможность играть в практически любые игры по сети, имея только монитор/телевизор с подключением к сети и средство управления.
24 июня 1998 года ФСБ начала внедрение системы СОРМ ("Система оперативно-розыскных мероприятий"), предписывающая каждому провайдеру провести специальный канал данных в ФСБ и обеспечить прочтение электронной почты и отслеживания доступа к ресурсам сети абонентов оператора.
17 марта 2002 года открылся развлекательный проект "Бойцовский клуб", объединивший в себе сотни тысяч пользователей и вышедший впоследствии на международную арену. В 2004, 2005 и 2006 годах игра "Бойцовский клуб" становилась лауреатом Премии Рунета в номинации "Развлекательный проект Рунета". Сейчас "БК" является популярной русскоязычной многопользовательской браузерной онлайн-игрой.
В начале 2000-ых годов браузерки содержали минимум графики и максимум логической составной, либо полностью были текстовыми.
В середине 2000-ых годов начали чаще появляться качественные браузерки на основе технологии Flash с приемлемой визуальной составной. Благодаря Flash в браузере появились всякие бегалки и прыгалки, которые разбавили пошаговые игрушки.
29 января 2008 года был открыт портал игроделов GcUp.ru, на котором в настоящее время собирается самое активное комьюнити русскоязычных инди-игроделов. И GcUp.ru сегодня является единственным сайтом в Рунете, на котором публикуются ежедневные новости из сферы разработки игр и программирования и т.п.
С 2008 года в Flash начали приходить дополнительные 3D-возможности. До 2011 года производительность Flash была недостаточной для отрисовки сложных 3D-сцен в реальном времени, пока в конце 2011 года Adobe не выпустила Flash 11 с поддержкой аппаратного графического ускорения. Низкоуровневый API и встроенная поддержка 3D дали разработчикам возможность создавать полномасштабные 3D-игры для браузера.
По исследованиям в 2009 году, более 97% разработчиков игровых приложений мужского пола. В одиночку работают 60% разработчиков, 29% - независимыми командами и лишь 8% - в студиях или других компаниях, связанных с игростроем. Время на разработку средней игры чаще всего от 1 до 3 месяцев.
Сегодня интернет является неотъемлемой частью игр, а в некоторых случаях и неотъемлемой частью процесса их разработки. |