Компьютерная ролевая игра (англ. Computer Role-Playing Game (CRPG)) — компьютерная игра, основанная на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. Вместо полного названия термина часто используется английская аббревиатура CRPG. Яркие примеры компьютерных ролевых игр: серии Wizardry, Ultima, Fallout, Baldur's Gate, Might and Magic. Элементы игрового процесса CRPG встречаются в стратегиях реального времени, шутерах от первого лица, шутерах от третьего лица, но в них элементы других жанров превалируют над ролевыми. Компьютерные ролевые игры в основном происходят от настольных ролевых игр, особенно заметно влияние «Dungeons & Dragons». Например, подавляющее большинство CRPG описывают персонажей числовыми параметрами, такими как хит-поинты (англ. hit points (HP)) и уровни. Кроме того, эти игры часто заимствуют широко распространённый в настольных ролевых играх сюжет о группе героев, отправившихся на поиски чего-то. Характерная особенность многих CRPG — повышение возможностей игровых персонажей за счёт улучшения их числовых параметров, обретения предметов и способностей, обычно называемое «прокачкой». Игрок, как правило, может выбрать в каком направлении развивать своих подопечных. Зачастую в CRPG «прокачка» персонажей подменяет собой их личности и сюжет игры, поэтому в ролевых сообществах CRPG не всегда признаются ролевыми играми. Примером наиболее близкой к реальным ролевым играм CRPG обычно считается Planescape: Torment. История Предположительно, первыми компьютерными ролевыми играми были «Dungeon» (1975) и «dnd» (1975). Текстовые CRPG выросли из текстовых адвенчур и MUDов. Среди первых из них были «dnd» и «Akalabeth» (1980), давшая начало известной серии «Ultima». Хронология компьютерных ролевых игр Примечание: в список вошли не все вышедшие игры, а наиболее значительные, повлиявшие на жанр в целом или широко известные. 1974 «dnd» 1975 «Dungeon» (PDP-10) 1980 «Akalabeth» «Rogue» (UNIX, в последствии портирована на многие другие ОС) 1981 Первая игра серии «Ultima» (Apple II) «Wizardry» (Apple II) 1982 «Tunnels of Doom» (TI99/4A) 1983 Вышла «Ultima III» (DOS, Apple II, Atari ST, Amiga, Commodore 64), воплотившая многие идеи, ставшие стандартом для последующих CRPG «Moria» 1985 «Bard's Tale» (Apple II, в последствии Commodore 64, Amiga, Apple IIgs, 8-битное семейство Atari, DOS) «Alternate Reality» Первая игра серии «Phantasie» (Apple II, Atari ST, Commodore 64, DOS) 1987 Первая игра серии «Might and Magic» (DOS, Commodore 64) «Wasteland» (Apple II, Commodore 64, DOS) «Dungeon Master» (DOS, Atari ST, Amiga) 1988 «Pool of Radiance», первая игра серии «Gold Box» на основе правил «AD&D» и происходящая в мире Forgotten Realms 1990 «Angband» «Champions of Krynn», игра серии «Gold Box» в мире Dragonlance «Ultima VI» (DOS) 1991 «Ultima Underworld» (DOS) Предположительно, самая первая трёхмерная CRPG от первого лица. «Gateway to the Savage Frontier» «Langrisser» 1992 «Ultima Underworld II» (DOS) «Treasures of the Savage Frontier» — CRPG из серии «Gold Box» на основе правил «D&D», предположительно первая, в которой неигровой персонаж может влюбиться в персонажа игрока, если он правильно себя поведет 1993 «Ravenloft:Strahd's Possession» (DOS) «Ответ» компании SSI, которой принадлежали права на «компьютеризацию» игр AD&D, на серию «Ultima Underworld». Первая из игр в ролевой вселенной «Dungeons & Dragons» с «видом из глаз». «Forgotten Realms Unlimited Adventures» (DOS, Macintosh) 1994 «The Elder Scrolls: Arena» (DOS) 1996 «The Elder Scrolls II: Daggerfall» (DOS) Первая игра серии «Diablo» (Windows, Macintosh) 1997 Первая игра серии «Fallout» (Windows, Macintosh) «Ultima Online» (Windows) 1998 Первая игра серии «Baldur's Gate» (Windows, Macintosh) 1999 «Planescape: Torment» (Windows) «EverQuest» (Windows, Macintosh) «Septerra Core» (Windows) 2000 «Icewind Dale» (Windows) 2001 «Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura» (Windows) «Gothic» (Windows) «RuneScape» (Java) «Anachronox» (Windows) «ADOM» (DOS, Linux, Mac OS, Windows) Спустя годы разработки Томасом Бискупом наконец выпущена первая версия возможно самой лучшей Rougelike игры — «ADOM». «Lineage» (Windows, Macintosh) «Wizardry 8» (Windows) 2002 «Dungeon Siege» (Windows) «Icewind Dale II» (Windows) CRPG на базе правил третьей редакции «D&D» «Neverwinter Nights» (Windows, Macintosh, версия для Linux в 2003) «The Elder Scrolls III: Morrowind» (Windows) «Gothic 2» (Windows) 2003 «Gothic 2: Die Nacht Des Raben» (Windows) «Star Wars: Knights of the Old Republic» (Windows, Macintosh) «The Temple of Elemental Evil» (Windows) CRPG на базе правил 3.5 редакции в мире Greyhawk «Lineage II» (Windows) 2004 «City of Heroes» (Windows) «EverQuest II» (Windows) «World of Warcraft» (Macintosh, Windows) «Vampire: The Masquerade - Bloodlines» (Windows) 2005 «Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords» (Windows, Macintosh) «Fable: The Lost Chapters» (Windows) «Guild Wars» (Windows) 2006 «The Elder Scrolls IV: Oblivion» (Windows) «Gothic 3» (Windows) «Neverwinter Nights 2» (Windows) 2007 «Jade Empire» (Windows) «The Witcher» (Windows) Эпохальные ролевые игры для PC: 1989 Pool of Radiance 1990 Eye of the Beholder 1992 Ishar: Legend of the Fortress Ultima VII: The Black Gate Wizardry 7: Crusaders of the Dark Savant 1993 Lands of Lore: The Throne of Chaos Might and Magic V: Darkside of Xeen Ultima Underworld 2: Labyrinth of Worlds 1994 Ravenloft: Strahd's Possession Realms of Arkania: Star Trail 1995 Stonekeep Thunderscape: World of Aden 1996 The Elder Scrolls II: Daggerfall Diablo 1997 Ultima Online (MMORPG) Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game 1998 Baldur's Gate Fallout 2 Might and Magic VI: The Mandate of Heaven Аллоды: Печать тайны (Rage of Mages) 1999 Planescape: Torment System Shock 2 EverQuest 2000 Baldur's Gate II: Shadows of Amn Deus Ex Icewind Dale 2001 Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura Dark Age of Camelot (MMORPG) Wizardry 8 Gothic 2002 Freedom Force Neverwinter Nights The Elder Scrolls III: Morrowind 2003 Gothic II Star Wars: Knights of the Old Republic Lineage II (MMORPG) 2004 Vampire: the masqurade - Bloodlines World of Warcraft (MMORPG) 2005 Fable: The Lost Chapters Guild Wars (MMORPG) 2006 Gothic III Neverwinter Nights II The Elder Scrolls IV: Oblivion 2007 Jade Empire The Witcher Эпохальные ролевые видеоигры: 1997 Final Fantasy VII (PlayStation) Shining the Holy Ark (SAT) 1998 Grandia (SAT) Panzer Dragoon Saga (SAT) Xenogears (PlayStation) 1999 Final Fantasy VIII (PlayStation) Grandia (PlayStation) Persona 2: Innocent Sin (PlayStation) 2000 Chrono Cross (PlayStation) Dragon Warrior (Game Boy Color) Skies of Arcadia (DC) Vagrant Story (PlayStation) 2001 Final Fantasy X (PlayStation 2) Paper Mario (Nintendo 64) 2002 Suikoden III (PlayStation 2) 2003 Dark Cloud 2 (PlayStation 2) Mario & Luigi: Superstar Saga (Game Boy Advance) Star Wars: Knights of the Old Republic (Xbox) 2004 Paper Mario: The Thousand-Year Door (GameCube) Fable (Xbox) 2005 Dragon Quest VIII: Journey of the Cursed King (PlayStation 2) Основные термины Герой — в ролевой игре, это персонаж, управляемый игроком. Инвентарь — место, где содержатся все предметы, которыми персонаж владеет. Инвентарь, как правило, представлен разделенным на клетки, и каждый предмет занимает определённое количество клеток. Инвентарь обычно имеет ограниченный размер. Квест — задание полученное от NPC. За его выполнение персонаж получает вознаграждение в виде опыта и/или предметов. Монстр (в MMORPG и MUD'ах — моб) — персонаж, враждебный герою. С ним, как правило, можно только сражаться. Предмет, стуф(ина), стаф(ина), айтем — предмет, который может находиться в инвентаре. Прокачка — исполнение героем определённых действий в результате которых улучшается одно или несколько качеств. Как правило, это подразумевает охоту на монстров или выполнение квестов. NPC (англ. non-player character, «неигровой персонаж»), "непись" — персонаж, не управляемый ни одним из игроков. С ними герой взаимодействует: проводит диалоги, торговлю, получает квесты и т. д. Однако, в эту группу не входят персонажи, враждебные герою. "Лут" (англ. loot) - предметы, найденные на теле убитого монстра. Принцип трёх «У» Важным показателем, свидетельствующим о «ролевой» сущности игры, приближающим её к «настоящим» ролевым играм, является соблюдение так называемого принципа трёх «У»: «убить, украсть, уговорить». Название происходит от английского three «S» — «slay, steal, speak». Вкратце его можно сформулировать следующим образом: бо?льшую часть важных с точки зрения сюжета проблем игрок может решить как минимум тремя разными способами. Первый — «убить» — связан с силовым решением проблемы, уничтожением препятствий. Второй — «украсть» — подразумевает уход от прямого решения проблемы, воровство, попытка проскольнуть незаметно. Третий — «уговорить» — связан с решением проблемы через заключение того или иного договора или действие убеждением. Данная классификация достаточно условна, но в целом отображает все возможные варианты. Для лучшего понимания можно привести пример из игры Fallout: предположим ситуацию, в которой герой должен попасть в здание, однако ему мешают охранник и запертая дверь. Согласно принципу трёх «У» возможны 3 решения: Решение «убить»: герой убивает охранника, взламывает дверь ломом или взрывает динамитом. Решение «украсть»: герой прокрадывается мимо охраника и крадет у него ключ, после чего проникает в здание. Либо взламывает дверь отмычками. Решение «уговорить»: герой объясняет охраннику важность своей миссии, либо обманывает его, выдавая себя за лицо, имеющее право находиться в здании. Охранник сам открывает дверь герою. Принцип трёх «С» Иногда можно встретить упоминания принципа трёх «С»: «сила, скрытность, слово». Здесь речь идёт о тех же методах, но более полно отражающих все возможные ситуации в игре. «Сила»: Убить, избить, разбить, взорвать, сломать и т. д. А также любое военное или насильное решение ситуации, то есть с применением силы. «Скрытность»: Украсть, прокрасться, взломать, подслушать, подсмотреть, незаметно подменить бумаги и т. д. А также любое действие, совершённое неявно, то есть скрытно. «Слово»: Уговорить, обмануть, напугать, задавить авторитетом, заговорить зубы, шантажировать и т. д. А также любое действие, которое совершается явно, но без применения силы, то есть мирно. |