Есть такие фильмы, их очень мало, которые после просмотра оставляют некую пустоту в тебе. Встаёшь из уютного кресла после последних титров, и понимаешь, что в тебе что-то переменилось, а сейчас ты задыхаешься - дышать, дышать, трудно дышать. В тебе оживают чувства, воспоминания о былом, воспоминания о своей юности, несбывшемся и сотворившемся.
Фильм "Лето 42-ого года" повествует о нас, о тех чувствах, которые мы с тобой пережили, будучи беззаботными детьми. Но кроме детей и насущных проблем, типа робости перед девушками и неудержимой потребности лишиться девственности, в фильме есть далёкая война, грохот которой отдаётся в судьбах.
Есть три парня, которые заняты обычными делами парней их лет. А есть очень красивая двадцатидвухлетняя девушка, которая проводила своего мужа на фронт, ждущая его в одиночестве и написании длинных чувственных писем. И как совместить одного из парней с этой девушкой, что у них общего, для чего они друг другу? Данный фильм отвечает и на этот вопрос.
В фильме царит время ожидания чего-то, которое выражается в большом количестве кадров с пасмурным небом, морскими волнами и со скалистыми берегами. И все образы будто бы касаются тебя, будто бы это было с тобой или где-то очень близко.
Сначала рассказывается об одном лете и о трёх подростках: Херми (Гэри Граймз), Оски и Бенджи, живущих на острове Нэнтакет, что в Новой Англии. Оски воплощает свои озабоченные чувства с одной раскрепощенной девчушкой, которая после этого вынуждена досрочно уехать с острова, завершить свой отдых, ибо, судя по всему, она залетела и об этом узнали пунктуальные родители. Бенджи и вовсе боится даже поговорить с девушками, поэтому его роль в фильме прекращается где-то на середине. А Херми влюбляется в взрослую женщину по имени Дороти (Дженнифер О'Нил), которая ждёт мужа с войны.
15-летний Херми оказывается главным лирическим героем картины, он старается быть рядом с Дороти, по случаю помогает ей донести пакеты с покупками, закинуть коробки на чердак и т.д. Они больше молчат и каждый из них понимает, что это не любовь. Если Дороти понимает, что мальчик очень мил и ещё неопытен, поэтому имеет какую-то тягу к ней, то и Херми тоже понимает, что они не могут быть в месте и нет никаких для этого предпосылок.
Но однажды вечером Херми зашел в гости к Дороти, дом которой одиноко стоял на скале у побережья. В доме крутилась пластинка, которая давно закончилась и щёлкала. На столе бокал с вином. Он подошел к столу, чтобы затушить окурок и заметил, что на столе лежало оповещение о смерти мужа. Дороти выходит из ванной комнаты заплаканная, а Херми в окаменении не знает, что ей сказать, как быть. Дороти включает пластинку с любимой мелодией и, представляя мужа, обнимает Херми. После того как заканчивается мелодия, у неё нет сомнений, что её жизнь подорвана бессмысленной трагедией, но она может отблагодарить своего друга Херми тем, о чём он мечтал. Она заводит его в спальню, раздевается… И они робко и нежно проводят время вдвоём. После чего герой, попрощавшись с курящей на крыльце Дороти, уходит. На следующий день он понимает, что он изменился, друзья его сейчас не волнуют, он погружен в переживания Дороти. Он идёт к ней, но дом закрыт, а в двери письмо в конверте, на котором подпись "Для Херми". В письме она говорит о прошедшей ночи как о чём-то, что Херми ещё предстоит понять, сообщает, что она уехала и желает Херми только самого хорошего, чтобы в его жизни никогда не происходили бессмысленные трагедии. На этом история лета 42-го года заканчивается, мы узнаём, что они никогда больше не встретятся.
Режиссёрская работа просто великолепна, ибо он очень тонко рассказал сентиментальную и ностальгическую автобиографичную историю о первой, ещё неопытной, незрелой, наивной юношеской любви. Оператор (Роберт Сёртис) не заострял наше внимание на каких-то пошлостях, лишь деликатно, романтически и неравнодушно рассказал об оставшейся в одиночестве, испытывающих жажду любви, нежности молодой женщине и юном парнишке. Атмосфера тех годов передана идеально, сценарий прост как правда и не закручен, герои сыграны безупречно. Выделяется цепляющая за душу меланхолическая музыка Мишеля Леграна, которая волнует тебя, очень волнует.
"Лето 42-го / Summer of '42" - это отличная классика, снятая в 1971 году американским режиссёром Робертом Маллиганом. Фильм, конечно, отмечен высокими наградами, примией "Оскор", но он отмечен и мной. Меня этот фильм взволновал, поэтому по десятибалльной шкале поставлю ему 10, ведь я его понял по-своему, он мне понравился, а его история меня тронула за душу. Рекомендую! Только не нужно угнетать себя и сильно уходить в прошлое, в своё детство, ибо меланхолия может затянуться. |