автор - Сергей Лагунов (не я ) ИСТОЧНИК
Иногда на конкурсе раздраженные авторы начинают громогласно утверждать, что не нуждаются в критике, что не нужно искать ошибки, что они не в школе...
На любом конкурсе критикуются присланные тексты. Если вы не любите критику, не посылайте ваши тексты никуда. Четко отдавайте себе отчет, что в первую очередь вы столкнетесь не с возгласами восхищения, а с критикой: обоснованной или нет – другой вопрос. Наш конкурс – не исключение. У вас будут искать ошибки целенаправленно – конкурс направлен на поиск и создание конкурентноспособных сценариев. Наряду с ошибками общего литературного свойства - грамматикой, пунктуацией, стилистикой – на конкурсе будут искать ДРУГИЕ ошибки. В первую очередь, это связано со спецификой конкурса: здесь рассматривают сценарные тексты для КИНОПРОИЗВОДСТВА.
Все ошибки люди делают либо по невниманию, либо по незнанию. Далее мы рассмотрим причины типичных ошибок начинающих сценаристов, опираясь на книгу Скип Пресса «Как пишут и продают сценарии в США». Наши ошибки удивительным образом похожи на американские. Это вселяет уверенность в том, что и успехи российского кинематографа будут сопоставимы с успехами американского.
1. Незнание общей истории и истории развития драматической мысли в частности.
В советское время была поговорка: каждый интеллигент считает, что эволюция закончилась на нем. Когда читаешь современные сценарные тексты, хочется сказать: каждый сценарист считает, что история началась с него.
Тысячелетия люди рассказывали истории и разыгрывали их. В наше время могут экранизировать Гомера и поставить пьесы Аристофана. В любом драматургическом споре тот, кто читал Аристотеля, будет иметь преимущество. Его трехактная структура жива до сих пор и используется поныне. Вам всегда могут сказать по Станиславскому: «Не верю», - потому что и Россия много дала миру кино и театра: все голливудские звезды знают о методике Михаила Чехова, любой режиссер планеты знаком с именем Сергея Эйзенштейна. Любая профессия начинается с изучения ее истории.
Если Вам не интересна история театра, кино и т.п., со 100% уверенностью можно сказать, что ваши сценарии будут неинтересны. Более того, если вам никогда не нравилась История, не надо писать драматургические произведения. В основе любой драматургии лежит маленькая или большая история.
2. Незнание основ постановки, непонимание основ производства фильмов.
Любой драматургический текст – это руководство к действию для множества профессий. Диалоги будут разыгрываться господами актерами, режиссер будет думать, как поставить сценарий и наладить взаимоотношения между господами актерами и т.д. и т.п.
Вас будут критиковать за то, о чем романист может не заботиться: громоздкость диалогов, отсутствия действия, невнятность сквозного действия и т.д. и т.п. Весь аппарат драматургического анализа, накопленный в результате исторического процесса, может быть использован для критики вашего текста. «Все, что не убивает, делает нас сильнее». Основная миссия конкурса - поиск и создание сценариев, которые будут настолько конкурентоспособны, что на «воплощение» нескольких сот строк можно будет затратить многие тысячи денежных единиц.
3. Изобретение велосипеда.
Сценаристу, ориентированному на производство, не стоит изобретать новые принципы драматургии. Все попытки разрушить «каноны» драматургии остались в Истории, как некие артефакты. Всем «экспериментам» сто лет в обед. Ну, авторам ли этого не знать, ведь критики - все на одно лицо. Все попытки дадизма, абстракционизма, абсурдизма...- вообще, всех течений модернизма и постмодернизма привели к тому, что «здание» классической драматургии приобрело множество приемов и методик, но, по сути, осталось таким же, как во времена Аристотеля.
Жанры, которые использовались в Голливуде в 30-е годы, до сих пор привлекают зрителей в кино. Все утверждения, что пользуются успехом внежанровые постановки, легко разбиваются при рассмотрении данных бокс офисов.
Для того, чтобы на ваши «новаторские» идеи нашлись деньги, нужно Чудо. Чудеса рассматриваются на других сайтах, поищите их. Здесь будут больше привечать тех сценаристов, которые найдут неожиданный подход к старым жанрам. «Только старые дороги ведут к новым материкам». Берите велосипед и начинайте на нем ездить.
4. Банальность материала.
Любое общество во все времена использует ограниченное число стереотипных оценок, фактов и мнений. Спросите у человека первую ассоциацию на слово «поэт», и 9 из 10 скажут: «Пушкин». Чтобы найти что-то интересное, надо поработать: искать, читать, смотреть, думать... Надо изучить материал. Пишете комедию? Посмотрите, что сейчас снимают. Задайтесь простым вопросом: сможете ли вы написать смешнее? Что вы такого интересненького знаете, что большинство не знают?
Те, кто хотят писать вне мейнстрима, тем более, тщательно должны изучать материал. Театральный «новатор» Някрошюс изучает все театральные постановки пьесы, которую он хочет поставить. Звягинцев начал свой «путь к Венеции» с того, что запирался в киноархиве и смотрел до одури кино, сделанное другими. Тарантино работал в видеопрокате и только и делал, что смотрел кино...
5. Незнание киноаудитории.
«Детям – мороженое, бабам – цветы». Определенная категория зрителей привечает боевики, другая - мелодрамы. Кино всегда адресуется зрителям. Вы должны понимать, для каких зрителей вы пишете. Знание вкусов потребителей - непременное условие современного производства. Неслучайно сейчас на маркетинг часто тратят больше средств, чем на производство как таковое.
6. Невнимание к формату.
На конкурсе 90% авторов вообще не задумываются о простых вещах: сколько будет идти его фильм? Сколько длится монолог героя? Сколько?
Кинопроизводство работает в определенных временных рамках. Правила американского формата служат только для того, чтобы приблизительно прикинуть длительность эпизода и всего фильма. Ни одна телекомпания не будет снимать телесериал с длиной серии в два часа. Мало какая из киностудий будет рассматривать сценарии объемом свыше 120 страниц. Никто не будет запускать сериал, в котором серии разных размеров. Подавляющее большинство редакторов не будет внимательно рассматривать сценарий, который состоит из одного монолога, как бы страстно его не написали.
7. «Самопальное» толкование основных элементов драматургического анализа.
Людям часто кажется, что они понимают слова, которые употребляют другие. Но точно также, как существует определенная история жанра, существует определенная история у слов. И у каждого своя история слова. Нужно выработать общий язык. Нужно учиться использовать основные элементы драматургического анализа - конфликт, идея, тема и т.д. и т.п.– именно поэтому конкурс требует в качестве условия участия анализ текстов других авторов.
8. Нежелание думать в терминах кинопроизводства.
«Я – поэт, этим и интересен». Позиция вызывает уважение, но не способствует продвижению сценария. Создание фильма – это процесс, в котором участвуют многие люди. Чтобы добиться понимания, нужно найти общий язык. Точно так же, как драматург ищет языковой пласт для своих персонажей, надо найти общую языковую среду с персонажами кинопроизводства: продюсером, режиссером, актерами и т.д. Попробуйте поставить себя на их место. Чего они ищут в сценарии? Что их привлекает? Любые попытки понимания приведут к росту мастерства драматурга.
9. Пренебрежение драматургической структурой.
В истории известны общества, не знающие письменности, в разные времена разные народы использовали разные системы счета, но не известно ни одного народа, ни одной группы людей, которые бы не рассказывали историй. Даже находясь на грани выживания: в окопах, на зоне, в больницах, - люди рассказывают истории. У любой истории есть начало, развитие и финал. У сценария может быть более сложная структура. Но в любом случае любой сценарий должен обладать определенной композицией: сюжетные повороты, завязка, развязка. Это связано с особенностями восприятия людей. Сценарий написан для людей.
10. Пренебрежение редактурой.
Вам указали ошибки. Это значит, что на вас поработали. Литературная работа связана с постоянным переписыванием. «Та же добыча радия...». Не надо расстраиваться, когда вам предлагают переписать свой сценарий. Большинство успешных сценариев переписывались неоднократно. Производство – это работа.