Честь всем и мир в радость всеобщего благополучия !!! Счёл нужным создать тему о "создании официальных сайтов для браузерных онлайн игр".
Информация собиралась мною в интернете, не сочтите за плагиат, потому что речь идёт
о базовых принципах и является важной частью при создании игры.
Все что я не учёл или может в чём то не прав - это выяснится при обсуждении темы.
Официальный сайт игры - это комплекс сервисов,
предоставляющий определённые возможности для игрока
в онлайн браузерной игре.
Сервисы эти создают, как правило,
сообщесто администраторов, операторов и модераторов,
а так же остальных членов игровой команды
имеющих отношение к игре.
Сначала определимся, что же я имею ввиду под словом "сервис".
Понятно, что основным сервисом, услугой, которую предоставляет команда администрации, является как раз игра сама по себе, игровой мир и все, что в нем.
Но никакой мир не может жить сам по себе, более того, зачастую его развитие тесно связано именно с, казалось бы, второстепенными сервисами и услугами, выстраиваемыми вокруг центральной услуги, игрового мира.
Об этом часто забывают разработчики и менеджеры проектов, думая, что "да ладно, поставим форум и все, игроки себе будут сами общаться и тусоваться".
С другой стороны видна и активность самих игроков в исправлении недочетов или тонкого расчета администрации, когда на плечи игрового сообщества ложится задача доделывания и поддержки тех околоигровых сервисов, которые не созданы самими разработчиками.
Это, безусловно, хорошо, показывает степень заинтересованности рядовых игроков и увлечённости их игрой, но никак не оправдывает администрацию.
Каким может быть набор околоигровых сервисов, чтобы сделать "игру" приближённую к идеалу ?
Я напишу список, как руководство к действию.
Конечно не для всякой игры надо все сервисы, другие могут быть объединены в один или просто не нужны на какой-то стадии развития проекта.
А вот задуматься и пересчитать, что же может усилить ваше комьюнити и сплотить ряды игроков, надо уже сейчас.
Кроме этого, заметьте, это все достигается без затрагивания игрового мира и баланса, то есть вы создаете дополнительные стимулы игроку играть,
не игроку зарегистрироваться и начать играть, а тем кто уже не играет - оставаться в сообществе, то есть, просто укрепляете социальные связи внутри игрового мира, при этом, снова таки повторюсь, не касаясь игрового баланса!
Сервисы я буду описывать как отдельные части сайта или страницы, размещенные на отдельных поддоменах основного игрового сайта
(для примера - game.com), хотя это не более чем условность - некоторые действительно представляют из себя одну-две странички, другие полноценные системы, иногда по сложности приближающиеся к основной игре. В большинстве случаев для их реализации вполне подойдут открытые системы, скрипты или движки, конечно, без ручной доводки не обойтись, но эта работа принесет свои плоды.
И так, приступим ;
Официальный блог игры (blog.game.com). Блоги давно уже прочно вошли в жизнь интернетчиков, поэтому иметь блог, где разработчики могут писать какие-то нюансы своей работы (не секретные, конечно), администрация может оповещать об изменениях и планах, да и просто освещать основные моменты развития игрового мира. Ведение блога приучает (тех, кто ещё не умеет) к публичности и позволяет вести сообщество за собой, формирует поводы для обсуждения и упоминания о себе.
К примеру, я с удовольствием читаю некоторые блоги западных игровых проектов - это отличные примеры грамотного PR, да и просто легко позволяет следить за заинтересовавшей игрой. Из наших я бы отметил официальный блог разработчика UBISOFT - компанию Red Storm Entertainment, хотя это не прямо к играм.
В большинстве игр вместо этого есть лента новостей, хотя блог и новости это совершенно различные сущности.
Игровой форум (forum.game.com) - это уже почти каноническое воплощение игровых сервисов для общения, зачастую внутри форума происходит вся социальная жизнь, включая новости, техническую поддержку, решение конфликтов, рейтинги и прочее, хотя мне кажется такой путь неверным, но в начале вполне допустимо. Современных форумных движков достаточно, а их возможности перекрывают все возможные требования к сервису.
API и виджеты (api.game.com) - мое мнение, что сейчас игры не понимают и не раскрывают весь потенциал открытости внешнему миру, хотя виджеты уже заняли серьезную часть рынка и являются привычным атрибутом и сайтов и даже десктопа (вспомните, MS Vista). Для онлайн игр это новый рынок и здесь они могут сделать очень многое.
Например, игрок ведет свой блог, почему не разрешить ему показывать сбоку красивую картинку с его достижениями или аватарку.
Или сервис может выводить в форумных подписях игрока его статистику. На примере того же OGame я встречал в подписях картинки со статистикой сколько колоний у игрока и какая у него производительность по ресурсах.
По сути, это бесплатная реклама самой игры, и лишь в небольшой степени реклама самого игрока.
Через открытое API можно предоставлять общую информацию об игре, о клане, о ситуации в некотором регионе игры (например, сигнализировать об осаде темными силами замка светлого принца, я утрирую но все же).
Такое отношения я встречал очень в немногих проектах, и считаю, что это очень важное направление дальнейшей социализации и открытости проекта, попытка интеграции игрового мира и его элементов в современный веб.
Игровая энциклопедия (info.game.com) - во многих играх внутри не просто игроки и сражения, там целый мир, своя мифология и иерархия, зачастую это сложнее привычных нам реальностей, поэтому для описания всего разнообразия игры можно выстроить целую небольшую википедию, давая возможность и самим игрокам дополнять ее, особенно, если сам игровой мир способствует исследованию.
Здесь же можно публиковать и официальную историю мира, мифологию, рассказы и творчество как сотрудников, так и игроков - это все способствует формированию вокруг игры атмосферы, я бы сказал, мифологического социума. Посмотрите на пример игры S.T.A.L.K.E.R - уже выпущена целая серия книг, больше десятка, и там засветились не только уже именитые писатели, но и получили "прописку" в издательском мире молодые авторы.
Официальный раздел компании (company.game.com) - это не столько к игре относится, сколько к компании, но хорошим тоном является присутствие информации и координат, контактов, адресов и т.п. Здесь же можно расположить раздел для прессы и пресс-киты, объявления о вакансиях и т.п., в общем вся официальная информация.
Социальная сеть игроков (social.game.com) - самый большой, сложный и спорный момент.
Попытки построить игровые социальные сети были, успешных пока не видно, геймерам вообще объединятся как то, видимо, не надо, а большинство уже и так есть в других сетях.
А вот внутри игры это уже сообщество, и добавить к этому функционал обычной социальной сети может оказаться очень полезным и далеко идущим проектом. Правда, если у вас много игроков. Такая сеть может взять на себя функции многих других сервисов, интегрировать их в один комплексный.
Но не забывайте о том, что многие игроки уже имеют аккаунты Facebook, вКонтакте, Одноклассники и десятки других сетей, поэтому рассматривайте возможности как интеграции этих данных в игру, так и наоборот, расширяйте свое присутствие в этих сетях, например, создавая там группы и т.п. Для этого можно выделить ещё один сервис, который уведомит игрока, где он может найти группу в своей социальной сети, зарегистрироваться там или войти в свой аккаунт и т.п.
Но многие игры могут рассматривать построение отдельной социальной сети для своего комьюнити.
Общий чат (вне игры, chat.game.com) - позволяет игрокам общаться без необходимости входить в саму игру, а также обеспечивает общение, если по каким-либо техническим причинам игрок не может войти в игру, да и просто формирует общение вокруг игрового мира. Например, такое было сделано для SanCity.ru и игроки активно общались, однако там это было еще и потому, что внутриигрового чата тогда не было.
Фотогалереи (photo.game.com) - сегодня фотография стала намного более доступным искусством, не стоит недооценивать желание и возможности игроков по организации фотоальбомов, сборников арта для игры, устраиванию персональных фотовыставок, конкурсов. Это хороший комьюнитиобразующий повод, не стоит пренебрегать им.
Twitter-канал игры (twit.game.com) - ещё один из современных массовых сервисов, недооцененный играми. С одной стороны он может дополнять официальный блог и новости проекта, с другой - это более личный и быстрый канал оповещения игроков о событиях в игре. Если пойти дальше, можно автоматизировать создание сообщений и транслировать, по сути, чем дышит игровая вселенная, отмечая в твиттере все текущие события в игре. Стоит дать возможность игрокам самостоятельно настраивать себе твиты для автоматического оповещения об изменении состояния своего персонажа.
RSS-канал (rss.game.com) это машинное, по сути, дополнение к твиттеру, предназначенное для оповещения подписчиков об изменениях проекта. Как минимум - в ленту должны транслироваться игровые новости и новые сообщения в блоге проекта. Как максимум - так же как с твиттером, можно разрешить игрокам иметь свои приватные фиды для экспорта состояниях их персонажа и окружающего мира. В принципе, это пересекается с API и виджетами, вместе образуя как раз возможность открытой коммуникации с игровым проектом (правда, несколько односторонней, так как позволяет только получать информацию).
Веб-почта (mymail.game.com) - я уже в предыдущих материалах говорил, что считаю правильным и логичным построение внутриигровой системы обмена сообщениями на основе стандартной почтовой системы. Следующим шагом может стать предоставление не только внутриигрового интерфейса к почте, но и веб-клиента, для проверки и работы с почтой без входа в игру. К этому можно привязать различные премиум-услуги, например, предоставление красивого адреса на домене игры, возможность пересылки почты и т.п.
Новости (news.game.com) - ну здесь все понятно, новостная лента есть у вех и это почти обязательный момент для успешного проекта. Многие другие сервисы построены вокруг новостей, в частности, API, RSS и Twitter это всего лишь другие каналы распространения новостей. Новостную ленту можно представить в виде специализированного блога, разрешая комментировать и обсуждать новости (конечно, это все модерируется и политика комментирования устанавливается каждый раз отдельно).
Игровые деньги (money.game.com) - если в игре возможен ввод и внутренняя валюта, а игроки могут вводить и менять реальные деньги на игровые, стоит вынести возможность ввода в независимый сервис. То есть, для того, чтобы положить деньги на свой счет или перевести их другому игроку не надо заходить в игру, а для каких-то действий и вообще иметь аккаунт в игре. Достаточно на странице указать кому и сколько и провести саму транзакцию. Например, это пригодится для пополнения счета другого игрока, если у игрока нет технической возможности попасть в игру или по другим причинам это невозможно.
Игровая реклама (ads.game.com) - также спорный но очень полезный сервис. Если у вас есть множество сервисов вокруг игры, а внутри игрового мира происходит множество событий, появляется совершенно новый рынок - рынок игровой рекламы. Для примера - если у вам можно "грабить корованы", а некоторые игроки объединились в клан воинов-защитников вольных путников, то клан может заказать рекламу на принадлежащих игре сайта (на форуме, в чате и блогах), внутри игры, оповещающую, что игровой клан обязуется взять под защиту ваш корован за ХХХ мешков золота. Это не исключает внедрение и сторонней рекламы - вы можете дать доступ рекламодателям к системе, но мне кажется, что рынок рекламы внутри игры может стать хорошим источником дохода. Если, конечно, сама игровая модель изначально строилась с предположением о наличии рекламы или ее внедрение не разрушит игровой процесс.
Оффлайн (offline.game.com) - для сплочения комьюнити стоит организовывать различные встречи игроков в крупных городах, выезды на природу, вечеринки, концерты и даже футбол/пейнтбол/баскетбольные матчи на открытом воздухе. Конечно, это требует особого подхода, но дает отличный эффект, а часто игроки сами делают достаточно для организации таких сходок, чтобы администрации осталось только принять посильное участие в таком мероприятии. Кстати, в том же SanСity были такие встречи, и даже совместно с администрацией выезд на природу с шашлыками и всем прилагающимся. Для публичности этого всего стоит организовать отдельный сервис, где будет расписание и программа мероприятий, а также выкладываться фото и видео отчёты.
Магазин атрибутики (shop.game.com) - достаточно специфический сервис, в основном, наверное, для игр, где уже есть своя сложившаяся мифология, атмосфера и комьюнити. Ведь атрибутика, связанная с игрой - достаточно хороший повод для организации магазина. Футболки, кепки, книги, диски, открытки, может даже специальные сборки коммерческих программ с атрибутикой любимой игры - все это будет востребовано аудиторией игры. А так недалеко и до расширения игрового сеттинга - выпуск настольной версии по этой же игровой вселенной, коллекционной карточной игры, а это снова новые рынки и расширение ассортимента. Но сперва надо создать такой проект, популярный, интересный и заставляющий игрока настолько погрузится в мир игры, чтобы на его майке красовался ваш логотип, а не Майк Джордан или Iron Maiden...
Мобильные версии (mobile/wap/iphone.game.com) - мобильные клиенты и терминалы вовсю вытесняют обычные способы доступа к интернету, и потому игра должна по максимуму использовать новые возможности. Как минимум - поддерживать упрощенный интерфейс или оптимизированную под конкретные модели версию игрового мира.
Небольшие игры (play.game.com) - тоже интересная тема, казалось бы зачем игре другие игры, но если у вас серьезная экономическая стратегия или симулятор, хорошо бы дать игрокам возможность скоротать время в простейших казуальных флеш-играх. Более того, реально привязать эти игры и достижения внутри их к игровым характеристикам персонажа. Какой бы не была интересная основная игра, игроки хотят и более простых развлечений, и не стоит их отпускать на большие порталы конкурентов. Если у вас экономическая игра, сделайте там дом развлечений, который будет вписан в игровой мир, а внутри дайте возможность сразиться в простые игры, вывешивайте общий рейтинг. Пойдите далее - добавив бессмертные игры вроде шашек и шахмат, покера, позволив игрокам приглашать других для совместной игры. Если у игрока есть свой домик, почему бы там не организовать игровую комнату, куда можно пригласить любого жителя игры и предложить ему партию в покер, пока на кухне будет варится злобное зелье против драконов...
Конечно, это более чем радужная картина, не все из перечисленного обязательно необходимо, что-то вообще не подойдет вашему сеттингу, что-то уже есть.
Но вот что обязательно надо - так это думать и планировать организацию околоигровых аспектов, при этом уделяя этому никак не меньше внимания, чем самой игре.
Согласен, некоторые аспекты достаточно сложны, некоторые - мало применимы на рынке СНГ сейчас, однако думать и начинать разработку надо уже сегодня, чтобы завтра, пусть в следующем вашем проекте, уже были лучшие инструменты и сервисы для организации комьюнити.
Немного переделанная статья от автора aleks_raiden