Мафия - это не просто развлекательная игра, она еще и поучительная.
Если рассматривать игру в реале - то вот небольшой список, который сознательно/подсознательно изучает игрок:
1. Язык телодвижений - игрок учится распознавать эмоциональное состояние других игроков по их жестам, позам. У каждого человека есть как общий, так и свой сигнал нервозности/сокрытия и т.д. - например один из бессознательных жестов сокрытия - легкое прикосновение к носу или ко рту. Естественно не каждое прикосновение ко рту и носу означает ложь, нужно рассматривать попутно множество других сигналов, включая контекст.
2.Мимика лица - любое изменение мышц лица от нулевого положения. Каждое отклонение также несет в себе какой-то смысл. На лицах мафов может появится "страх разоблачения" или "радость, что в их ложь поверили", в то время, как лицо мирного может трактовать "недоумение", "спокойствие". По моему личному мнению, мафы будут стараться занять как можно меньше места, зажиматься, чтобы показать свою незначимость, т.е. чтобы не выделяться из толпы, также они меньше жестикулируют.
3. Лингвистика (язык разговора, просодия) - учение об ударении, тоне, интонации, то есть о супрасегментных единицах звучания. При страхе - тон голоса повышается, а как уже известно, страх больше лежит в сердцах мафов. Каждый ответ маф дает с запозданием, это объясняется тем, что ему нужно тщательно размышлять, чтобы не сказать лишнего, а также затем, чтобы придумать правдоподобную ложь.
Все о голосе
Книга - язык разговора
4. Мышление - я думаю, что о том, что мышление в этой игре так и так развивается, знают все. Игроки стараются выстроить цепочки взаимодействия, пытаясь раскрыть всех мафов, выискивают блеф в их словах, ищут аргументы. Мафы в свою очередь учатся хорошо лгать, выискивать слабые места в аргументах и навязывать игрокам свою позицию.
Если рассматривать онлайн мафию - то многие обучающие качества, такие как "Язык телодвижений", "Мимика лица" и частично "Лингвистика" теряются. Зато другие (словесная часть "Лингвистики" и "Мышление") - сильно обостряются. Мы уже не можем опираться на зажатость тела и выискиваем другие способы раскрыть преступников.