рейтинг блогов

Проект "Истра": воспоминание о Будущем!

топ 100 блогов m_kalashnikov28.08.2010 Теги: Джигурда Максим Калашников
Алексей Джигурда

ПРОЕКТ «ИСТРА»
Как спасают автопром РФ сегодня и как хотели поднять автопром СССР: полезные сравнения

Сегодня автомобильная промышленность РФ совершенно неконкурентоспособна. ВАЗ – синоним отсталости. И все планы россиянских властей относительно автомобилестроения – это сборка иномарок да рабский импорт чужих технологий.
Но самое время вспомнить о том, как в СССР планировали сделать «Истру» - легковой автомобиль мирового класса. Он бы и сейчас смотрелся намного лучше продукции ВАЗа. К созданию автомашины для СССР-2000 привлекались космическая и ядерная отрасли, авиационная промышленность, лучшие технологии русско-советского ВПК. Как это контрастирует с нынешним убогим подходом бело-сине-красных!
СОВЕТСКОЕ ЛЕГКОВОЕ ЧУДО: ЗАМЫСЕЛ
Рис 1.

Проект

Рис.2.

Проект

Здесь интересна прежде всего сама идеология проекта, которая, кстати, в те годы шла резко вразрез с официальной идеологией не только западного, но и советского легкового автомобилестроения, так как обосновывала введение в этой области "стандартов потребления" и подвергала критическому осмыслению сами принципы формирования перспективного типажа автомобилей. Ведь в те годы у нас официально считалось, что столько-то потребителей (номенклатура) должно ездить на автомобилях среднего класса (типа «Волги»), половина - на автомобилях малого класса (типа «Жигулей»), а каждый третий - на микролитражке типа «Оки», приобретаемой не в качестве второго-третьего автомобиля в семье, как на Западе, а именно в качестве первого и единственного. Тогда как все расчёты показывали, что это даже экономически невыгодно: потребитель всё равно будет решать те же семейные транспортные проблемы за счёт установки багажников на крышу и прицепов, а вся экономия на себестоимости микролитражки вполне компенсируется дополнительными потерями общества от их меньшей безопасности в эксплуатации. Не говоря уже об отвратительной практике продажи (самого резервирования) права выживания в ДТП за чужой счёт (когда, к примеру, пьяный председатель колхоза, вылетев на встречку на своей «Волге», таранил в лоб жигулёнок семейки "скромных инженеров", добирающихся до своей дачи - и в результате чего отделывался лишь ушибами, тогда как из жигулёнка вынимали два взрослых и два детских трупа).
- Практическим результатом этих изысканий была наша попытка в конце 80-х торпедировать строительство автогиганта в Елабуге по выпуску 900 тыс. этих микролитражек в год (доказывалось, что ещё один автогигант безусловно нужен, но там нужно ставить на производство автомобили размерности М-2141, но никак не Оки). В том числе через публикации в прессе, из-за чего вашего покорного слугу даже вызывали "на ковёр" в Минавтопрома для "душеспасительных бесед" (слава Богу, время уже было другое, а то моя карь ера в автопроме на этом бы и закончилось), - вспоминает один из участников проекта «Истра» А.Джигурда.
Показательно то, что всё это - не из области попыток каких-то чудаков-изобретателей протолкнуть свои идеи со стороны в отторгающее их производство. Всё это вызревало внутри самого нашего автопрома и скорее говорило о его собственном нереализованном потенциале. В этой связи также показательна история с лицензионным двигателем "Истры", которую А.Джигурда подробно описал в своё время ( http://wwwboards.auto.ru/zaz/19379.html - это ссылка на первоисточник, остальные 4 части рассказа там же лесенкой под этой первой частью - сейчас это гуляет по многим сайтам). Это был реальный рабочий проект перевода парка легковых и малых коммерческих автомобилей СССР на высокоэкономичные многотопливные дизели с перспективой перехода на альтернативные источники их питания (биотопливо).
Велись работы с профильным НИИ, занимающемся у нас этими проблемами биотоплива (НПО "Роспек", на Курганмашзаводе в порядке конверсии был выделен целый цех под массовое производство таких двигателей, головной отраслевой институт НАМИ был двумя руками "за" (с его же подачи всё и началось)... Вы будете смеяться, но и здесь дело кончилось тем, что в проект влезли американцы и сделали всё, чтобы он не был реализован...
В итоге должен был появиться автомобиль «Истра». С расходом топлива в 3 литра на 100 км пробега. С множеством высокотехнологичных новаций – вплоть до голографической системы отображения информации на лобовом стекле машины. Как в истребителе. Обратите внимние: в СССР не ныли – «Ах, мы отстали навсегда и ничего сделать нельзя!». Нет – мы тогда планировали не догонять мировой автопром, а прыжком его перегнать.
Рис. 3.

Проект
Рис. 4.

Проект

Рис. 5

Проект

- Кстати, ту систему голографического отображения информации на лобовом стекле со сканером переднего обзора ГОИ (Государственный оптический институт, Сосновый Бор) в те годы активно разрабатывал для железнодорожников (в авиации она уже давно применялась), - вспоминает А.Джигурда. - Поскольку при их тормозном пути и их скоростях вовремя заметить в туман корову на путях или грузовик на железнодорожном переезде очень актуально, а при массовом производстве по цене система получалась не столь уж неподъёмна. Что-то до сих пор не слышал об применении подобных устройств на наших локомотивах...

РЕТРОСПЕКТИВА
Рис 6

Проект
Рис 7

Проект
Рис 8

Проект

Рис 9

Проект

Рис 10

Проект

Рис 11

Проект

Рис 12

Проект

ВЫВОДЫ: УЧИТЬСЯ У СОВЕТОВ!
То есть, проект «Истра» - проект с самого начала межведомственный и межотраслевой, на передовых принципах организации. Это сборка лучших (на тот момент) технологий отечественной промышленности, а не одного автопрома. Посмотрите на список исполнителей работ: тут задействованы и атомщики (НПО «Красная звезда»), и знаменитый ВИАМ (авиационные материалы), и аэрокосмос (НПО «Молния», создатель корабля «Буран»).
«Истра» должна была делаться на уничтоженном ныне АЗЛК (Москва). Но проекту не повезло: он попал под нашествие бело-сине-красных россиянских варваров. Так называемых либеральных «реформаторов». Но значит ли, что сам замысел погиб? Нет!

Именно так «Родина: здравый смысл» намерена спасать русскую автомобилестроительную отрасль. Не копируя рабски западные модели – а создавая автомобиль Будущего. И деньги мы на это найдем. Благо, они есть – просто тратятся нынешней «элитой» черт знает куда.
Главное – не скулить: «Мы никогда не сможем, мы навек отстали!» Ибо это заранее деморализует и обрекает на поражение с самого начала. Наш лозунг: «Нет преград русскому гению! Мы можем все!»
А если человек не знает, что то-то и то-то невозможно – он сделает это. То же самое верно и для целого народа.

Оставить комментарий

Paschka 29.01.2011 03:45
Если не приглядываться,смахивает на десятку.Или десятка на неё...
уже бы давно подмяли нефтяных ))
Архив записей в блогах:
... при выборе ресторана вы смотрите не на меню, а на наличие кондиционера ... вам давно плевать на отключение горячей воды ... вас не удивляют сотрудники в шортах и не возбуждают сотрудницы в бикини ... вам кажется, что душ дважды в день - это очень ...
Датский фотограф Катрин Эртманн в своем фотопроекте About Dying («О смерти») рассказывает о загадочном путешествии умершего от момента смерти до погребения. Соблюдая анонимность героев съемки, она запечатлела этапы смерти, включая вскрытие и кремацию, в спокойной и подробной манере. ...
Пока декабрьские распродажи, пока праздники, то, сё, в магазины начали завозить новые коллекции. Вообще, я планировала написать пост про то, как заняться декупажем декантировать жидкости. И это не то, о чем вы все дружно подумали. Я собиралась написать пост о том, как декантировать ...
Собственно вопрос в теме: Чем лечить зелёные сопли кроме промывания и сосудосуживающих? Кашля вроде нет... Только бешеное количество зелени и комки у ребенка... ...
Возраст от 18 до 24 лет: ~ «Смешарики»; ~ «Ну, погоди!»; ~ «Наруто»; ~ «Шрек»; ~ «Маша и Медведь». Любимые жанры: аниме (22%), зарубежные полнометражные мультфильмы (20%), советские мультфильмы (18%). Возраст от 25 до 34 лет: ~ «Ну, погоди!»; ~ «Король Лев»; ~ «Простоквашино»; ...